Если раньше школа была для детей вторым домом, то сейчас ученики посещают ее крайне неохотно. По данным Института возрастной физиологии, шестилетние дети абсолютно не горя желанием учиться, а у выпускников по окончании учебного заведения остаются не самые приятные воспоминания.
Еще 15 лет назад такое казалось дикостью - дети ходили в школу с удовольствием и если и прогуливали уроки, то крайне редко. Сейчас же классы в глазах учеников скорее похожи на казармы, нежели чем на храм знаний. По мнению учителей, такая перемена в отношении связана с постоянной сменой образовательных стандартов и все растущими нагрузками.
Данные, приведенные ЮНЕСКО, выглядят неутешительно: около 2,5 миллионов детей в России не посещают школу. Армия "неучей" состоит не только из ребят из необеспеченных семей - из школы бегут и дети вполне обеспеченных родителей. Специалисты не слишком этому удивляются, ведь из года в год школьная программа все усложняется, а нагрузка, соответственно, возрастает. Когда ребенок жалуется на усталость, это не значит, что он ленится, просто учиться действительно стало сложнее.
В результате школа становится для детей этаким монстром, не оставляющем о себе никаких хороших воспоминаний. Почти 90% выпускников выходят из стен родного учебного заведения с негативными воспоминаниями, а 80% малышей категорически н хотят идти в первый класс. В советские времена, например, рвение к знаниям проявляли почти 100% дошколят.
Чем же объясняется такая разительная перемена в отношении школьников к учебе? Как рассказал "Новым известиям" президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, раньше дети учились с удовольствием, потому что школа была местом общения со сверстниками. Кроме того, при каждой школе существовало несколько кружков, где дети занимались, к примеру, авиа-моделированием или танцами. В целом, сама система образования преследовала цель воспитания полноценной личности. Сейчас же из-за недостатка финансирования практически все кружки оказались закрытыми, а альтруистов, готовых безвозмездно тратить свое свободное время на детей, среди учителей маловато.
По мнению директора Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяны Безруких, основная причина нелюбви к школе кроется в непомерных нагрузках. Еще до школы ребенка успевают напичкать не всегда нужными ему знаниями, так что к первому классу отпрыск начинает совершенно искренне ненавидеть школу. Хотя обучение и стало более интенсивным, способность детей к восприятию осталась прежней, и все беды проистекают именно от этого.
Помимо отношения к школе, изменилось и отношение учеников друг к другу. Если раньше в классах царила практически семейная атмосфера, то сейчас все видят друг в друге конкурентов. Сами школьники винят во всем школьную программу - из-за чрезмерной нагрузки у них не остается времени для нормального общения.
|